Что влияет на формирование характера

Как формируется характер?

что влияет на формирование характера

Часто, давая личностную характеристику человеку, нам приходится слышать: у него ужасный характер или по характеру он спокойный, или он бесхарактерный. Сразу создаётся определённое впечатление о человеке. Так что же такое характер и какие факторы влияют на его формирование, какое место он занимает в общей структуре личности человека? Является ли он устойчивым или меняется от ситуации к ситуации? Как характер влияет на поведение человека? Начнём разбираться.

Обратимся к психологическому словарю по редакцией Дубровиной И. В.

Характер (греч. charakter – черта, особенность) – индивидуальное сочетание свойств личности, которые выражают отношение человека к действительности и проявляются в его поведении и поступках. Бесхарактерность – тоже проявление характера.

Нужно добавить, что характер – это совокупность устойчивых черт личности. Характер человека проявляется во всём: в отношениях, в деятельности, в общении. Именно характер (нельзя исключать и темперамент) делает поведение человека специфичным, отличающим его от других. Например, одни предпочитают спокойную и последовательную деятельность, другие выбирают сложную, порой связанную с риском и проблемами.

В общении характер проявляется в способах реагирования на поступки других людей, в манере поведения (вежливой и деликатной или грубой и бесцеремонной). Характер не меняется от ситуации к ситуации, он более устойчив и мало изменяем.

Человек, со сложным характером обычно имеет массу проблем, с ним сложно и окружающим. Характер тесно связан с темпераментом, если темперамент неизменен, т.к.

он заложен в нас природой, то характер формируется средой и его подкорректировать можно, если этого человек захочет сам.

Факторы, влияющие на формирование характера

Все пути ведут в детство. Психологические исследования показывают, что сензитивным периодом для формирования характера является возраст от 2 до 10 лет.

В этот период дети активно общаются с окружающими людьми, они открыты для воздействия извне, всё принимают и во всём подражают как родителям, близким, так и своим сверстникам.

В это время важно, что вложат своему ребёнку родители в отношении культуры поведения, чему научат и какие условия создадут для подкрепления нужных форм поведения. Поэтому, модель семейного воспитания является неотъемлемым фактором для формирования характера ребёнка.

Как относятся мать и отец к своим детям, так и дети в будущем будут относиться к своим. Раньше всех в характере малыша закладываются такие черты как отзывчивость, общительность, доброта и эгоистичность, безразличие, чёрствость.

Деловые черты характера складываются несколько позже, когда малыш способен выполнять посильный труд: собирать игрушки, помогать маме и т.д.

Они ярко проявятся впоследствие в трудовой деятельности (трудолюбие, аккуратность, добросовестность, настойчивость, ответственность или безалаберность и безответственность).

Если черты характера, заложенные в раннем детстве в семье, подкрепляются затем в школе, в общении с учителями и сверстниками, то они становятся устойчивыми и мало изменяемыми во взрослой жизни. Если же подкрепления не находится, то происходит ломка характера, которая сопровождается как внутренними, так и внешними конфликтами. Например, при попустительском отношении родителей к малышу в детстве, ребёнку сложно будет выполнять требования учителей в школе и подстраиваться под новый режим.

В подростковом возрасте формируются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности – нравственные и мировоззренческие. К 16 – 17 годам характер человека можно считать сформированным. Нередко, встречая своих одноклассников через много лет, вы понимаете, что характер их остался неизменным.

Характер и личность

В общей структуре личности характер занимает центральное место. Он влияет на познавательные процессы – внимание, восприятие, воображение, память и мышление. Эмоциональная жизнь человека напрямую зависит от его характера. Характер связан с интересами, потребностями человека и активно проявляется в том, что для человека более важно и значимо. Именно в том, как себя ведёт человек в значимых для него жизненных обстоятельствах и стоит судить о его характере.

Именно характер определяет индивидуальность и своеобразие личности. Необходимо отметить, если черты личности могут формироваться в течение жизни и это зависит от потребностей, склонностей, социальных установок, появлением новых интересов, изменений в мировоззрении, то характер формируется раньше и более устойчив.

Черты личности могут развиваться как в положительном, так и в отрицательном направлении (всё зависит от обстоятельств и ситуации) и дойти до крайнего варианта нормы. Это будет являться акцентуацией характера. Я подробно описывала акцентуации характера в предыдущих статьях.

Среди нас очень много акцентированных личностей.

Вывод

Итак, мы выяснили, что характер является прижизненным образованием и занимает центральное место в структуре личности. Истоки его находятся в детстве, а по сему, ответственность за его формирование и становление лежит на родителях и близких, а впоследствие на воспитателях и учителях (как бы банально это не звучало).

Темперамент и окружающая среда так же не остаются в стороне. Нельзя считать, что характер фатально предопределён. Нет, человек сам является конструктором своего характера уже во взрослой жизни. Он способен изменить в себе черты, которые создают ему массу проблем или выработать новые, но при этом нужно очень постараться и подойти осознанно, т.е.

заняться самовоспитанием.

Источник: https://sherbakova.com/kak-formiruetsya-harakter/

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Формирование характера

что влияет на формирование характера
/ Психология отношений / Формирование характера

В переводе с греческого, слово «характер» означает «печать, чеканка». То есть, конкретное для человека определение его социальных качеств. Отношение к окружающим людям, основанное на психическом стержне личности, проявляется в поведении, особенно в ситуациях, близким к экстремальным.

В основном формирование характера человека обусловлено генетически, фактор воспитания имеет мощную силу, но она не является решающей. В раннем детстве детей в основном холят, исполняют все их желания, используют систему поощрений и наказаний.

Какие-то навыки закрепляются на уровне безусловных рефлексов: что-то делать нельзя, а что-то, наоборот, нужно. Но формирование характера ребенка не ограничивается воспитательным фактором. То, что для одного малыша не значит ровным счетом ничего, для другого – представляет собой трагедию.

В отношении к миру важнейшими факторами являются врожденные безусловные рефлексы, так называемые инстинкты:

  • Пищевой;
  • Оборонительный;
  • Ориентировочный;
  • Родительский.

Степень проявления инстинктивной деятельности человека влияет на формирование характера, причем независимо от темперамента. Добрые люди не всегда толстые, также и худые не обязательно должны страдать язвенной болезнью.

Насколько выражены инстинкты, настолько и развиты рефлексы безусловные, которые целиком и полностью находятся под контролем коры больших полушарий.

Факторы формирования характера

Формирование характера, как это ни странно, начинается во внутриутробном периоде развития и зависит от состояния здоровья матери. На поведении плода сказывается общий гормональный фон будущей мамы. Главные гормональные факторы формирования характера зависят от количества синтезируемого адреналина.

Это гормон стресса, выделение которого в кровь, естественно, влияет на развитие ребенка. Ночные смены, занятия спортом, интенсивная физическая нагрузка до периода родов способствуют значительному количеству стрессового гормона.

Ребенок рождается не всегда закалённым, но часто уставшим от бурных эмоций задолго до своего рождения.

Обратная ситуация, когда беременная весь срок вынашивания ребенка находится в полусонном, пассивном состоянии, плод получает гормоны, направленные на переваривание пищи, сон и покой. Разумеется, подобное состояние плода обязательно скажется на формировании характера ребенка.

В первые месяцы жизни человек подражает своим родственникам. Поступки и формы поведения малыша зависят от психологических реакций родителей, бабушек, дедушек. От двух до десяти лет формирование характера проходит особую, сенситивную (чувственную) стадию. Ребенок воспринимает и перенимает стиль поведения окружающих:

  • Взрослых людей между собой;
  • Взрослых с детьми;
  • Детей между собой.

В этом возрастном периоде формирование характера человека переживает стадию закладки основных нравственных установок. У малыша появляется чувство критичности к действиям окружающих людей. К двенадцати годам жизни сформировывается основное ядро характера, включающее отношение к истине. Насколько правильно ребенок понимает «правду», настолько «воспитанным» он станет впоследствии.

Период так называемого «переходного возраста» знаменуется обостренным чувством справедливости, которую дети воспринимают по-разному. Тем не менее, реакции негативизма характерны почти для всех подростков. Проявления их разнятся.

В этом возрасте формирование характера практически завершается. Ни образование, ни дальнейшее воспитание, ни смена окружения – практически ничто уже не влияет на развитие качеств характера человека.

Ядро личности не претерпевает кардинальных изменений до конца жизни.

Однако такие факторы формирования характера, как поощрение и наказание (в гораздо меньшей степени), продолжают оказывать корректирующее влияние на поведение человека. Личностные реакции во взрослом периоде жизни зависят от внешнего информационного поля, включающего следующие виды:

  • Мнение людей об индивидууме;
  • Поступки окружающих;
  • Идеология общества;
  • Художественные персонажи: их мысли, суждения, поступки;
  • Кино;
  • Средства массовой информации, включая сеть интернет.

И у взрослых людей, можно сказать, происходит дальнейшее формирования характера при условии переоценки собственного поведения. Самовоспитание способно смягчить проявления агрессии, пассивности, неприятия мнения окружающих. Тем не менее, в экстремальных жизненных обстоятельствах снова проявляются инстинктивные проявления натуры. Поэтому люди, активно занимающиеся самовоспитанием, как правило, избегают подобных жизненных ситуаций.

Особенности формирования характера

Черты характера человека предопределяются его наследственностью. Основной эмоциональный фон психических функций закладывается во внутриутробном периоде развития плода. Ребенок в это время получает точно такую же по составу кровь, которая циркулирует в организме матери. Впоследствии, при грудном вскармливании, малыш получает те же самые гормоны с материнским молоком. В этом периоде жизни особенности формирования характера во многом зависят от эмоционального настроя кормящей женщины.

Ядром личности человека является его отношение к окружающему миру и внешними проявлениями: поступками, эмоциями, активными или пассивными действиями. Воспитательный фактор играет немаловажную роль в формировании характера, но не является определяющим.

Система поощрений и наказаний способствует развитию и закреплению условных рефлексов, которые находятся под контролем коры больших полушарий головного мозга.

Чем выше у человека интеллект, тем сильнее срабатывает тормозная система, отменяющая неблаговидные в обществе поступки.

Тем не менее, не следует забывать, что истинные черты характера видны только в экстремальных ситуациях, когда проявляются врожденные рефлексы.

Источник: http://www.pigulka.ru/psihologija-otnoshenij/7833-formirovanie-haraktera.php

Особенности формирования характера человека

что влияет на формирование характера

Процесс формирования характера хотя бы раз в жизни интересовал каждого человека. Закладывается ли он в раннем возрасте и по мере взросления изменяется незначительно или его можно изменять в течение всей жизни? Или что влияет на становление личности? А если основные черты можно изменить в осознанном возрасте, то как это сделать? Все ответы о том, как формируется характер вы найдете в этой статье.

Что такое характер

Характер — совокупность тех наиболее четко проявляемых черт психики человека, которые особенно ярко проявляются при выражении отношения к окружающему миру, общении с другими людьми и отношении к себе.

К примеру, мы восхищаемся характером другого человека: «Какой же он целеутремленный и решительный!». Мы судим так, потому что этот человек ведет себя соответственно данным характеристикам: он не опускает руки при трудностях, идет до конца, постоянно ищет в себе силы, совершает смелые поступки.

Как формируются черты характера

Изначально перед тем как перейти к теме о влиянии на характер,  разберемся с тем, как формируется характер каждого человека. Нрав может изменяться на протяжении всей жизни личности. Начиная с подросткового возраста, он может самосовершенствоваться, например, путем внедрения полезных привычек и изменения поведения. Первым делом формируются связки положительных и отрицательных черт: доброта — враждебность, общительность — скрытность, отзывчивость — эгоистичность.

В раннем возрасте хорошо развиваются те качества, которые одобряются и поддерживаются взрослыми.

Психологи считают, что характер складывается исходя из темперамента человека, который, в свою очередь, и представляет собой генетически обусловленные свойства человека Выделяют 4 вида темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Каждому типу свойственны определенные манеры поведения и реакции на происходящее, например, меланхолики медлительны, быстро утомляются, плохо адаптируются под новые условия внешней среды, а сангвиникам характерна общительность, активность, высокая скорость мышления и эмоциональность.

  Психология толпы: в чем состоит феномен

Но темперамент может изменяться, особенно когда ребенок растет и происходит его становление как личности. Наверное, ваши родители или родственники, с которыми вы давно не виделись, в вашем уже сознательном возрасте говорили: «А в детстве ты был спокойным ребенком» или, наоборот: «Родителям пришлось непросто с тобой, ведь тебя было не унять!». Они так рассуждали, потому что видели изменения, которые произошли в вашем нраве.

Этапы развития характера

Формирование характера начинается с самого рождения ребенка. В первые годы жизни мы копируем поведение, привычки, ценности близких нам людей: мам, пап, бабушек и дедушек. Лет с 12-14 начинает проявляться наша индивидуальность, под влиянием внешних и внутренних факторов нрав меняется. В этот период происходит формирование моральных и нравственных ценностей, волевых качеств.

У старшеклассников основные черты характера уже сложились. В дальнейшем происходит их закрепление, развитие, но возможна и трансформация под воздействием внешних факторов: культуры, окружения, СМИ и другого.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое артрит пальцев рук

У взрослого человека не останавливается формирование характерных черт, но происходит закрепление тех свойств, которые способствуют достижению успехов в жизни: в семейном плане, в карьере, в формировании нужного круга общения.

Что влияет на формирование характера кроме физиологии

Известно, что характер каждого человека базируется на генетических особенностях, передаваемых от родителей. Но он также подвластен изменчивости под влиянием социальных факторов.

Во-первых, многое значит воспитание. Родителям необходимо с ранних лет понять темперамент своего ребенка и выстраивать воспитание таким образом, чтобы не сломить его и не нарушить его психику. Нрав человека склонен меняться также под влиянием условий жизни: насколько у человека спокойная или суетная жизнь, богатая или бедная семья, высокий или низкий статус.

Образ жизни аналогично способен внести изменения: неправильный образ жизни — чрезмерное употребление алкогольных и спиртных напитков, курение, наркотики – все это будет портить положительные черты характера, разрушая нервную систему. Разовьются такие качества, как нервозность, недоброжелательность, сквернословие. Представьте подростка из неблагополучного района и бедной семьи и вообразите, какой образ жизни он ведет.

Наверняка охарактеризовать такого человека вы сможете только негативными качествами.

Можно ли изменить характер

Большой вклад в изменение характера вносит труд. Люди, уделяющие много времени работе, постановке высоких целей и их достижению, борьбе с возникающими на пути трудностями и проблемами, как правило, имеют сильный характер. Во взрослой жизни он менее поддается корректировке, но, тем не менее, его возможно изменить.

При этом важную роль играет самовоспитание и самодисциплина человека. Поэтому, если вы хотите измениться к лучшему, пересмотрите вашу деятельность и начинайте внедрять полезные привычки или меняйте мышление.

Исходя из этого можно судить о том, что человек сам влияет на то, каким будет его нрав, совершая определенные поступки и выполняя соответствующую деятельность.

  Латеральное мышление: методы, развитие, задачи

Заключение

Основы характера закладываются в раннем возрасте. На это влияет прежде всего семья — мы перенимаем действия, совершаемые родными людьми и повторяем то, что вызывает у них одобрение.

Не забывайте, что и в осознанном возрасте мы можем корректировать характер через самоконтроль и самодисциплину, чтобы добиваться успехов и достигать поставленных целей. Поэтому не бойтесь меняться к лучшему и у вас это обязательно получится!

Источник: https://lifemotivation.ru/samorazvitie/formirovanie-haraktera

Формирование характера человека: особенности, этапы, факторы

Характер, а что это такое? Большая часть людей имеет поверхностные знания о характере, а потому мы решили написать на эту тему огромную статью, которую осилят не все читатели, но информация очень полезная и увлекательная.

Здесь вы найдёте не только определение термина «характер», но и узнаете о том, как он формируется и какие черты имеет. Поговорим о типах характера и как развить полезные черты характера, а также о многом другом.

В конце статьи читателей ждёт интересный факт, который не все знают, но часто люди ведут дискуссию на эту тему. Наберитесь терпения и ознакомьтесь с полезной информации.

Как формируется характер

Характер начинает формироваться, как только человек родился, а именно в первые дни его рождения. Как ни странно, но уже к четырём или пяти годам проявляется общая структура характера личности. Завершающий этап формирования характера приходится на десятилетний возраст, ведь именно в это время личность полностью «укомплектована». Следует помнить, что существуют факторы, которые влияют на особенности каждого характера:

  1. Генетическая (генетика) предрасположенность является немаловажным фактором в формировании характера каждого человека. Некоторые черты передаются личности от предков, но большая их часть от родителей (наследственно).
  2. В следующем этапе участвуют не только родители, но и другие взрослые, которые имеют большое влияние и значение в жизни человека (преподаватели, родственники, соседи, сверстники, друзья).
  3. Немаловажным фактором являются жизненные (негативные или позитивные) обстоятельства, с которыми может столкнуться ребёнок. Например, частые ссоры в семье или же плохое материальное состояние напрямую влияют на будущий характер. Бывает такое, что ребёнок становится свидетелем смерти близкого человека или же наоборот видит много позитива и радости. Каждый из этих запоминающихся моментов наложит совершенно разный отпечаток на будущем характере.

С раннего детства малыши видят и чувствуют отношение родителей и близких людей. Как только ребёнок становится старше и становится частью социума (мир взрослых), он будет чувствовать себя, так как к нему постоянно относились в детстве.

Чувство собственной ценности, значимости, важности и заботы от других ждёт тех подростков, которых любили родители и они способны аналогично относиться к окружающим. В случае когда ситуация противоположная всё происходит полностью да наоборот.

Этот пример нужно помнить всем родителям, которые воспитывают своих детишек.

Источник: https://memblog.ru/lichnostnyj-rost/osobennosti-formirovaniya-chto-eto.html

Формирование характера человека — Мое Здоровье

Характер нельзя назвать застывшим образованием, его формирование происходит на протяжении всего жизненного пути человека. А это значит, что в любой момент каждый из нас может бросить вызов обстоятельствам и измениться. Главное не прятать свое бессилие за фразой «Такой уж у меня характер».

Стоит отметить, что формирование характера человека характеризуется рядом определенных условий и особенностей на разных возрастных этапах. Более детально мы на них остановимся чуть позднее.

Условия формирования характера

Главным условием развития и формирования характера человека является, конечно же, социальная среда. Простыми словами все те люди, которые окружают человека в процессе его взросления и не только. Говорить о четких границах этого процесса не приходится, потому что характер «наполняется» различными чертами в течение всей жизни.

При этом психологи склонны говорить о том, что наиболее интенсивным процесс формирования характера становится в промежутке от 2 до 10 лет. Именно в этот период ребенок активно включается в социальные отношения через общение, групповые игры и учебу. В этом возрасте слова, поступки, поведение взрослых и сверстников максимально влияют на детей.

Еще одним важным условием формирования характера являются физиологические предпосылки. Тяжело поспорить с тем, что особенности функционирования головного мозга (процессы торможения и возбуждения, степень их подвижности) предопределяют различия в реакциях человека на определенное воздействие, которое поступает из внешней среды.

Ни для кого не секрет, что физиологией обусловлен наш темперамент. Он в свою очередь может либо способствовать, либо препятствовать развитию тех или иных черт характера.

Факторы, влияющие на формирование характера человека в разных возрастах

Первые годы жизни ребенка связаны с формированием таких базовых черт характера как доверие к окружающим, открытость в общении, доброта (или противоположные им черты). Основным фактором, влияющим на формирование характера на данном этапе, являются родители.

Их отношение в это время играет ключевую роль в формировании чувства безопасности, из которого по большей части и произрастают вышеперечисленные черты.

Их закрепление в характере также происходит при участии родителей посредством применения ими поощрений и наказаний, которые регулярно испытывает на себе ребенок.

Первые годы обучения в школе могут либо закрепить базовые черты характера, сформированные в семье, либо разрушить. На данном этапе ребенок становится членом группы, что способствует формированию и развитию коммуникативных и деловых черт. Среди них общительность, трудолюбие, аккуратность и другие.

Промежуток от 7 до 15 лет характеризуется становлением таких черт характера, которые определяют отношения с людьми. В это же время начинает оформляться эмоционально-волевая сфера.

Приблизительно к 15-17-ти годам человек приобретает высокую характерологическую устойчивость, которая может сохраняться долгие годы. Однако характер человека на этом не консервируется. Сама жизнь и ее условия вносят в него изменения.

К 20-ти годам происходит формирование мировоззрения и морально-нравственного облика индивида, которые могут «запустить» механизм самовоспитания. Его четкое осознание и соответствующая сила мотивации не заставят ждать результатов. Так, например, юноша, который в будущем видит себя летчиком, вряд ли станет злоупотреблять алкоголем и легкомысленно курить.

Семья, быт, близкие взаимоотношения с противоположным полом, круг знакомых, специфика профессиональных занятий непосредственным образом влияют на мотивы, взгляды, установки и цели личности, формируя тем самым ее характер. Также огромное влияние на него оказывает внешний информационный фон, который создают СМИ, кино, художественная литература, общественная идеология и др.

Характерологическая динамика 22-30-летнего возраста связана с ослаблением детских черт (таких как общая импульсивность, подростковый максимализм, уязвимость и капризность), и укреплением рациональных черт (таких как выдержка, рассудительность и ответственность).

После 30-ти лет вероятность характерологических изменений снижается. Не исключаются те из них, которые связаны с реализацией жизненных перспектив и планов. На данном этапе могут быть закреплены такие черты характера как целеустремленность, настойчивость, упорство, стремление к развитию и обучению.

По мнению профессора Р. Немова возраст 50-ти лет – это рубеж, на котором встречаются прошлое и будущее. Человек прощается со своими фантазиями и грезами, выбирает ориентироваться на текущие обстоятельства, чем и ограничивает себя.

Проходит еще некоторое время и «мечты о прошлом» отвоевывают свое место в жизни человека. Также на первое место выходит забота о своем здоровье и здоровье близких людей. Начинается фаза размеренной, неторопливой и умиротворенной жизни.

Формирование характера. Психология

Если обобщить всю приведенную информацию, то можно сказать, что формирование характера в психологии представляет собой  процесс «оттачивания» его граней, который не прекращается в течение всей жизни.

И если на ранних этапах характер человека «шлифует» сама жизнь, то с возрастом инициатива переходит в руки личности.

А это значит, что если нас не устраивает какая-то из его граней, то именно она может стать точкой нашего роста.

Все пРОСТо ツ

Ирина Рудко

Вам могут быть интересны следующие статьи:

Черты характера человека

Как проявляется характер в поведении человека?

Как проявляется характер в речи человека?

Читаем характер по лицу человека

Источник: https://amhealh.ru/formirovanie-xaraktera-cheloveka.html

Характер человека: черты, типы, формирование характера

Характер является одной из основных составляющих человека как личности. Люди с различным характером в одних и тех же ситуациях ведут себя по-разному, у них разная манера общения, поведение, отношение к жизни. Характер может влиять на выбор профессиональной деятельности, хобби.

Определение понятия характер

Ещё древнегреческий учёный Теофраст изучал характер и ввёл этот термин в науку. Он считал, что данное определение должно отражать черты, особенности, приметы и признаки личности. Аристотель понимал характер как определение деяний человека, он использовал такое понятие как этос (греч.

ἦθος), обозначающее нрав, душевный склад. В переводе с древнегреческого характер (χαρακτήρ)- это отличительная черта. Высказываясь о натуре любой личности имеют в виду совокупность качеств манер, жизненного образа, психическое и общее состояние.

В истории изучения данного понятия были выведены разные определения.

Марк Самуилович Лебединский и Владимир Николаевич Мясищев определяли характер в психической индивидуальности, выраженной в своеобразном поведении, сформированной на базе темперамента и поведения личности.

Константин Константинович Платонов считал характер совокупностью устойчивых черт, выражающихся в поступках и действиях.

Советский психолог, Константин Николаевич Корнилов, видел характер в особенностях личности, проявлявшихся в выраженном мировоззрении, моральных убеждениях, идеалах, интересах.

Характер проявляется в деятельности, общении, обнаруживает поведение и специфические особенности, оттенки. Одним нравятся трудные виды деятельности, они получают удовольствие, когда преодолевают препятствия. Другие выбирают более простую работу, пытаются избежать проблем.

Для некоторых важно значение выполненной работы и полученного результата, который должен быть наилучшим, иные могут относиться к работе спустя рукава и будут удовлетворены тем, что справляются с обязанностями не хуже остальных. Всё это характеризуют различия в натурах людей.

Так, что же обозначает такое понятие как характер? Это объединённые черты определённой личности, выраженные в действиях или поступках по отношению к людям, деятельности, событиям, происходящим вокруг. Характер у каждого уникальный и проявляется в общении, поведении, социально-психологическом, нравственном, духовном мировоззрении и действиях.

Можно сказать, что в обществе существует деление на людей с сильным и слабым характером. Лицо с сильной натурой ведёт себя настойчиво, упорно, целенаправленно. Слабохарактерный человек проявляет слабоволие, непредсказуемость, неуравновешенность. Задача в изучении структуры характера должна определять его черты, проявления, и их взаимосвязь.

Характер тесно переплетается с волей и темпераментом. Ещё Гордон Олпорт заметил, что темперамент и характер выглядят как синонимы и предназначены для личности. Он отмечал, что высказываясь о человеке с хорошим характером, подразумевают оценку личности, а не качества социальные и этические. Поэтому понятие носит оценочный образ. Темперамент Олпорт представлял как первичный материал, конституцию интеллекта, особенности генетики.

Черты характера

Важными элементами, составляющими сущность характера считаются его черты. Некоторые приходят к нам при рождении, некоторые приобретаются в процессе жизни. Список и структура черт характера настолько широки, что составляют целую систему психологических понятий. Чертой характера определённой личности психолог Гордон Олпорт обозначил его тип поведения во всех проявлениях и подразделил на три категории:

  1. Главные выделяющиеся черты, формирующие личность, определяющие деятельность и отношение человека к мирозданию.
  2. Обычные черты, проявляются во всех областях жизнедеятельности как гуманность, честность.
  3. Дополнительные, второстепенные, зависящие от основных и обычных не проявляются активно, к примеру любовь к музыке, поэзии.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Оам анализ что это

Люди имеют множество различных черт характера. Можно их классифицировать и разделить на следующие группы:

  • Волевая. Отражает происходящие события, связанные с волей человека, вниманием к себе, проявляется в эгоизме, критичности, скромности, требовательности, самодостаточности.
  • Коммуникативная. Выражена в обоюдном общении, в грубой или вежливой форме, в честности либо лжи, в открытости или замкнутости.
  • Деловая. Характеризует трудолюбие, отражается в активности или пассивности, стремлении к труду или праздности, формальности или поручительстве.
  • Мотивационная. Побуждает к движению, активности с мирозданием, проявляется в добросовестности или небрежности, переживании и апатии.

Сформирована ещё классификация, систематизирующая черты характера по его качествам:

  • Интеллектуальным присущи такие черты, как стремление к изучению, хитроумность, вдумчивость, сообразительность.
  • К моральным относятся доброта, жёсткость, честность, отзывчивость.
  • К волевым можно отнести категоричность, сила воли, независимость, уверенность.
  • Эмоциональные характеризуют жизнерадостность, эмоции, впечатлительность.

Главные события в создании имиджа будут иметь взаимоотношения между людьми и в обществе. Определить образ человека можно и вне общественного объединения, без товарищеских контактов, дружбы и любви.

Лицо индивидуально создаёт направление организационных принципов, изучая различные ситуации, сопоставляя альтернативные комбинации ходов. Существенно при анализе своих поступков — сопоставление их поступкам других людей.

В этом случае и проявляется облик индивидуума с его упорством и гибкостью, с мужеством и толерантностью.

Волевые черты характера в человеке различаются широтой его взглядов и разнообразностью владения волевыми качествами, мощью натуры и движениями, желанием преодолевать трудности, сдержанностью в выражении, динамичностью в разных сферах. Эмоциональные, непроизвольные, реакции личности на методы вознаграждения или неудовлетворения своих желаний, выражаются в непосредственных нервно-психических и раздражающих проявлениях состояния.

Высказывание: «у меня такой характер, я ничего с собой поделать не могу», в плане развития психологии считается несостоятельным. Любой индивид ответственен за все проявления своего облика, может и поменять свои существенные черты. Переделка или изменение характера дело не простое. Главным препятствием на данном пути встаёт одна из коварнейших черт — лень.

Признав себя ленивым, многие думают, что этот порок является как бы ширмой, скрывающей некоторые достоинства и делают из этого ценность. Дело в том, что лень – черта натуры свидетельствующая о душевной слабости и бессилии, под этой маской совершаются плохие деяния и выступает равнодушие и слабость.

Преодолев лень, человек способен справится с трудностями и выработать стойкий нрав.

Типы характера

С давних времён многие пытались провести моделирование типологии характеров. Наиболее ранняя схема представлена психиатром из Германии Эрнстом Кречмером, и ещё одна попытка была предпринята американским психологом Уильямом Гербертом Шелдоном. В более позднее время работы велись учёными Эрихом Фроммом, Карлом Леонгардом, Андреем Евгеньевичем Личко. В основу работ были заложены основные идеи:

  • Люди, объединенные типологией, должны разделяться на групповые формирования.
  • Формирование образа идёт с начала рождения и с возрастом укрепляется устойчивость.

По классификации Э. Кречмера, черты представления личности не хаотичны, они объединяются типологией и разделяются на определённые типы:

  • Пикнический тип. Человек среднего роста, с короткой шеей. Имеет предрасположенность к психическим расстройствам, не развиты мышцы, тучность, избыточный вес.
  • Атлетический тип. Принадлежит к группе развитых, сильных, волевых людей. Невысокий, мускулатура развита, широкая грудь и плечи.
  • Астенический тип. Имеют худое и истощенное строение, кажутся наиболее высокими, чем на самом деле. Кожа нежная, неширокие плечи, грудная клетка вытянута, тоненькие ручки, в теле практически отсутствует жир. Такая характеристика больше относится к астеникам мужчинам. А Женщины, к тому же, ещё и маленького роста.
  • Диспластический тип. Имеет признаки с элементами противоречащими и негармоничными по строению тела для человека, данная квалификация является противоположностью трём выше представленным.

Психиатры высоко оценивали и изучали строение понятий по типу и чертам испытуемых участников, использовали специальные тесты и методы анализа. Их выводы неоднократно подтверждались при проверках впоследствии. К примеру, Леонгард представил классификацию черт акцентуированных, в которых чаще попадаются больные с неврозом. К таким относятся:

  • Дистимный тип. Люди с достаточно низкой общительностью, малословны, пессимистически настроены. Это лица не любящие шум, скандалы, считаются домоседами. Им присущи черты серьёзности, добросовестного отношения, равноправия.
  • Гиппертимный тип. Любители выражать в эмоциональном жестикулировании и пантомиме своеобразный тип характера. Они принадлежат к инициаторам конфликтов, отрицательно воспринимают укоры и замечания.
  • Педантичный тип. Интересный тип, больше похож на аристократов, формалистов. Зато считается бережливым, надёжным, добропорядочным.
  • Циклоидный тип. Имеет изменчивость в настроении, может быть то замкнут, то общителен, как говорят: «человек настроения».
  • Возбудимый тип. Вспыльчивый, неуживчивый, имеет низкую общительность, постоянная склонность к конфликтам, хамству и брани.
  • Застревающий тип. Любит учить, умеренно общителен, зануда, может обидеться, честолюбивый и ревнивый, требовательный к подчинённым и себе.
  • Эмотивный тип. Имеют замкнутый, маленький круг общения, всё проблемы держат в себе, имеют высокую чувствительность, обладают слезливостью, по натуре добрые и сострадательные.
  • Тревожный тип. Относится к робким, неуверенным в себе лицам. Они дружелюбны, любят самокритику, прекрасные исполнители.
  • Демонстративный тип. Могут свободно контактировать, обладают элементами лидерства и стремятся к власти. Высоко приспособляемы, склонны к интригам, иногда раздражают самоуверенностью и пристальным вниманием к себе. Артистичны, неординарно мыслят и поступают.
  • Интровертированный тип. Философы, замкнуты, любят одиночество, имеют твёрдые убеждения и определённые принципы, иногда упрямы.
  • Экстравертированный тип. Лицо с массой знакомых, всегда открыт и имеет доступ для любой информации. Доброжелательны, исполнительны, легкомысленны, совершают необдуманные поступки.
  • Экзальтированный тип. Часто спорят, глубоко контактны, влюбчивы, обладают вниманием к друзьям и близким, часто сострадательны, выделяются яркими чувствами и паникёрством.

Формирование и развитие характера

Многих интересует проблема, как и в какое время меняется характер? Сейчас учёные твёрдо знают, что первые характерные черты можно заметить у ребёнка ещё в раннем детстве, до школы. С возрастным периодом формируются качества и новые черты, воспитывается полноценная личность.

Для воспитания человека с сильной натурой, смелым и выдержанным, следуют приобщать его ещё ребёнком к коллективным играм по строгим правилам и сюжетам.

Для вырабатывания ответственности, требуется с детства задавать задачи от простых к более сложным с дисциплиной и выдержкой, давать оценку решениям и поступкам.

С младшего возраста прививаются доброта, общительность, отзывчивость или, напротив, эгоизм, черствость, безразличие. В школьные годы преобладает общительность, закрепляются волевые качества, мировоззрение. Далее, с течением жизни, черты характера изменяются, формируется тип в новых условиях, подстраиваясь под сложившиеся обстоятельства. И уже к 17 годам изменения личностных характерных черт становятся стабильными и имеют определённую форму.

На складывание и образование необходимых качеств могут оказывать влияние:

  • Болезнь, изменение способа жизни.
  • Смена, приобретение друзей.
  • Кризис переходного периода в юности.

С возрастом ослабляются детские черты и укрепляются более рациональные и ответственные, присущие человеку после 30 лет. В более поздний период, после 50 лет, встречаются период прошлого и будущего, происходит утверждение прошлого в настоящем, забота о здоровье, о благосостоянии равномерности.

Источник: https://psychology4all.ru/psihologiya/harakter-cheloveka-cherty-tipy-formirovanie-haraktera/

Условия формирования характера

В мире живет огромное количество людей, и у каждого человека свой индивидуальный характер. Но почему он именно такой, а не какой-либо другой? Что сделало человека таким, какой он есть? В статье вы узнаете ответы на эти вопросы и познакомитесь с основными условиями формирования характера.

Для того, чтобы познать все свои психологические аспекты, приходите на онлайн-программу «Самопознание». С помощью психологических тестов и упражнений вы узнаете, что вы действительно хотите в жизни, поймёте свои сильные и слабые стороны.

Межличностные отношения

С самого рождения, сначала в кругу семьи, потом в детском саду, в школе, в рабочем коллективе мы взаимодействуем с другими людьми и выстраиваем межличностные отношения. Конечно, они накладывают отпечаток на наш характер.

Под характером мы понимаем не только устойчивые черты личности, диктующие поведение человека, но и его особенности при общении с окружающими: сострадание, замкнутость, экстраверсия, недоверчивость, отзывчивость и т.д. Наличие или отсутствие этих качеств во многом зависит от опыта межличностных отношений.

Интересно, что качества нашего характера могут быть как противоположностью, ответной реакцией на чужой характер, так и его копией. При длительном взаимодействии с другими людьми мы частично перенимаем черты их личности, то есть поддаёмся влиянию. Если человек с детства окружён жестокостью, есть большая вероятность, что он тоже вырастет таким или всю жизнь будет стараться не быть похожим на свое окружение.

Поэтому социальная среда, в которой мы живем, имеет огромное значение для формирования нашего характера.

Самосознание

В основе самосознания человека лежит его отношение к себе, от которого зависят все остальные отношения. Установки, самооценка, степень уверенности в своих силах, убеждения относительно самого себя становятся отражением нашего поведения по отношению к другим людям.

Иными словами, самосознание – это фундамент характера.

Именно из-за самосознания характер ребёнка складывается не в раннем детстве, а ближе к подростковому возрасту. Но стоит сделать оговорку: характер к этому времени формируется не окончательно.

Поскольку самосознание человека меняется, меняется и его характер. Если вы всю жизнь страдали заниженной самооценкой, а теперь сможете сформировать нормальную – ваш характер изменится.

Жизненная ситуация

В определённых условиях мы проявляем определённые черты характера. Если нужных условий не создаётся, у нас отпадает возможность проявить себя.

Например, если на вас навалилось много проблем, и вы мужественно с ними справляетесь,  вы проявляете упорство, смелость, целеустремлённость и т.д. Если у вас никаких проблем нет, то вы у вас просто нет возможности обнаружить в себе смелость и упорство.

В этом смысле характер в какой-то степени детерминирован жизненными ситуациями, но нельзя исключать и другие факторы.

Повторяемость

Черту характера можно назвать обобщёнными способом поведения. Если, например, человек всегда отвечает честно, то черта его характера – честность.

Поэтому ещё одним условием является возможность повторить свой способ поведения, чтобы он перерос в черту характера.

Допустим, что человека попросили помочь, и он согласился. По единичному случаю мы вряд ли можем назвать его отзывчивым. Но если его попросят несколько раз и он опять согласится, тогда мы вполне можем сделать вывод о его отзывчивости.

Самовоспитание

Человек – кузнец своего характера. Возможно, он не имеет абсолютной власти, но влияние всё-таки оказывает, причём значительное.

Проанализировав себя и определив черты своего характера, вы можете начать работу по их изменению: заняться формированием правильной самооценки, воспитать уверенность в себе, научиться справляться с гневом, изменить модель общения и т.д.

Вы в силах не только закалить свой характер, но и переплавить его. Работайте над собой, и вы станете тем, кем мечтаете.

Желаем успехов!

Источник: https://4brain.ru/blog/character-formation-conditions/

Какие факторы оказывают влияние на формирование характера у человека

Чужая душа – потемки. Это изречение известно всем нам. Каждый человек имеет свой неповторимый внутренний мир. Любое, даже незначительно событие приносит изменения в то, что происходит у нас в мыслях, а значит и в характер. Поведение человека, его реакция на то или иное событие полностью зависит от характера. Чтобы выяснить, откуда у нас появляются различные черты личности нужно понять, как формируется характер.

Характер это основа нашего поведения, на которую мы опираемся, чтобы среагировать на какое-то событие. Юлиус Банзен первым написал учение об основах формирования характера. Набор определенных черт личности – так он объяснял сущность характера. Зигмунд Фрейд и Карл Юнг – ученые и психологи, имеющие мировое значение. Они считали, что формирование характера происходит вне нашего сознания и формируется различного рода потребностями, в том числе и половой.

Можно ли определить характер человека по цвету глаз

Кто такие пессимисты

Как формируются черты характера

Процесс формирования нашего характера непрерывен. То есть формируется характер на протяжении всей жизни. Вначале у человека имеется определенный набор черт и особенностей, которые обусловлены его генетическими особенностями. Далее в процессе жизни человек получает новые качества личности в результате взаимодействия внутри социальных групп.

Возраст, с которого начинается формирование характера, определить невозможно, это строго индивидуальная особенность. Часть психологов считает, что это процесс начинается с рождения, а часть что примерно с возраста двух лет.

Примерно с года до десяти лет жизни ребенка происходит заложение фундамента характера. В эти годы ребенок особенно остро воспринимает то, что происходит вокруг него, в какой среде он растет.

Кроме того, на формирование характера влияют физиологические механизмы, которые также индивидуальны.

Еще один фактор, имеющий влияние на формирование характера это взаимодействие ребенка со сверстниками. Ребенок, активно общающийся с другими детьми, в дальнейшем вырастет в человека, который умеет общаться с людьми и уверен в себе.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда делать тест на беременность после задержки

Особенности формирование характера в разных возрастных группах

Школьный возраст так же имеет свои особенности. В этот период закладывается эмоциональный фундамент личности. Огромное влияние имеют сверстники и родители. Также важно влияние СМИ, какую именно информацию получает ребенок. К 15 годам человек имеет набор качеств и черт, которые останутся неизменными на всю оставшуюся жизнь.

Далее многие черты будут зависеть от самого человека, от его решений, которые он будет принимать в течение жизни. Это касается и положительной и отрицательной стороны. Человек может получить образование и сделать карьеру, а может употреблять алкоголь, курить и быть бездельником.

Какую дорогу он выберет — будет зависеть от самого человека.

В 25 лет человек имеет более или менее сформированный набор черт личности. У человека появляется самостоятельность и ответственность за свои поступки.

После 30 лет кардинальных изменений в характере человека не происходит. Все что происходило с личностью, уже не изменить. Исключение бывают в случае перенесенного сильного стресса или серьезных болезней. Около 50 лет настает период в жизни, когда человек живет только настоящим и уже не мечтает так, как в 20 лет. С течением жизни все больше места занимают различные воспоминания прошлых лет. Грустные и веселые, значительные и мелочи, многое остается в прошлом.

На формирование характера в детском возрасте влияют в основном социальная среда и родители. Но со временем все большее влияние на свой характер производит сам человек, принимая те или иные решения. Только работа над собой изменяет характер к лучшему.

Источник: http://mirrosta.ru/psichologiya-lichnosti/kakie-faktori-okazivaiut-vliyanie-na-formirovanie-charaktera-u-cheloveka.html

Что определяет характер человека. Особенности формирования характера человека

В переводе с греческого, слово «характер» означает «печать, чеканка». То есть, конкретное для человека определение его социальных качеств. Отношение к окружающим людям, основанное на психическом стержне личности, проявляется в поведении, особенно в ситуациях, близким к экстремальным.

В основном формирование характера человека обусловлено генетически, фактор воспитания имеет мощную силу, но она не является решающей. В раннем детстве детей в основном холят, исполняют все их желания, используют систему поощрений и наказаний.

Какие-то навыки закрепляются на уровне безусловных рефлексов: что-то делать нельзя, а что-то, наоборот, нужно. Но формирование характера ребенка не ограничивается воспитательным фактором. То, что для одного малыша не значит ровным счетом ничего, для другого – представляет собой трагедию.

В отношении к миру важнейшими факторами являются врожденные безусловные рефлексы, так называемые инстинкты:

  • Пищевой;
  • Оборонительный;
  • Ориентировочный;
  • Родительский.

Степень проявления инстинктивной деятельности человека влияет на формирование характера, причем независимо от темперамента. Добрые люди не всегда толстые, также и худые не обязательно должны страдать язвенной болезнью.

Насколько выражены инстинкты, настолько и развиты рефлексы безусловные, которые целиком и полностью находятся под контролем коры больших полушарий.

Факторы, влияющие на развитие черт характера в рамках различных теорий

В целом на процесс формирования характера личности оказывают влияние различные факторы, имеющие внутреннюю и внешнюю природу – это наследственность, деятельность личности, среда, а также воспитание.

Каждый из перечисленных факторов вносит свой вклад в формирование личности, и при этом данные условия оказывают влияние друг на друга. В различных теориях понятие характера отличается. Существуют различные концепции формирования черт личности, в каждой из которых ведущая роль отводится тому или иному фактору.

В современной западной психологии по отношению к данной проблеме можно выделить несколько различных подходов:

  • Конституционно-биологический. Его основоположником традиционно считается Э. Кречмер. Согласно данной теории, характер и проявления темперамента человека напрямую зависят от его физической конституции. В рамках данного направления различают астенический, пикнический и атлетический типы характера.
  • Типология Э. Фромма. В ее основе лежат взаимоотношения человека, а также его нравственные качества. Фромм рассматривал потребности человека в контексте текущей политико-экономической обстановки, которая и оказывает ведущее влияние на процесс формирования качеств личности.
  • Психоаналитический. Его основатели – З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер. Формирование характера происходит исходя из неосознаваемых влечений.
  • Концепция Отто Ранка. В процессе образования черт характера ведущую роль играет сила воли человека. Волевой процесс является некой оппозиционной силой, которая возникает в ответ на принуждение извне. Помимо воли, личность формируется под влиянием чувственных переживаний, эмоций.

Структура характера: социально обусловленные черты

Наряду с врожденной, биологически заданной основой характер включает в себя свойства личности, которые формируются под воздействием социума в процессе воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития.

Тут надо особо подчеркнуть, что человек не является пассивным объектом воздействия общества. Он активно взаимодействует со средой, пропускает через себя все, что он получает из окружающей действительности, переплавляет в своем внутреннем мире и уже на основе этого преобразованного опыта формируется его характер.

Поэтому совершенно неправильно в недостатках собственного характера обвинять социум (семью, школу, общество в целом). Мы сами себя создает и сами несем ответственность как за положительные, так и за отрицательные свои качества.

Доказательством может служить пример того, что в одной семье вырастают дети с совершенно разными характерами.

Характер имеет довольно сложную структуру, в которой наряду с биологической основой выделяют 4 группы качеств, которые формируются под влиянием социальной среды.

Нравственные черты

Нравственные или моральные качества личности связаны с принятыми в обществе нормами поведения, ценностями, идеалами и установками. Проявляются нравственные черты характера:

  • в социальной сфере;
  • в общении с людьми;
  • в отношении к ним и к общественно значимым ценностям.

Формирование этих черт характера – сложный процесс, который происходит не только под влиянием непосредственного окружения человека, но и под воздействием СМИ, художественной литературы, традиций, верований и преданий.

Разнообразие каналов воздействия и активное взаимодействие человека с ними, а также своеобразие его индивидуально-психологического склада обеспечивают уникальный набор нравственных черт, присущий каждому человеку. Среди наиболее значимых можно назвать следующие положительные моральные качества:

  • чувство долга – умение подчинять свои личные желания потребностям социума;
  • справедливость – способность различать добро и зло и стремление защищать добро и бороться против зла;
  • честность – верность своим обязательствам, стремление к правде, неприятие в своем поведении лжи;
  • вежливость – уважение других людей, соблюдение норм поведения в отношении каждого члена общества вне зависимости от социального положения или возраста;
  • преданность – верность другому человеку, социуму, идеалам, проявляющаяся даже в самых сложных обстоятельствах;
  • дружелюбие – умение не только уважать людей, но и испытывать к ним позитивные чувства, желание поддержать, помочь.

Это лишь самые основные положительные моральные качества, на самом деле их значительно больше, вы и сами можете продолжить этот список. Наряду с положительными, существуют и отрицательные черты, которых тоже немало:

  • лживость;
  • грубость;
  • наглость;
  • подлость;
  • трусость;
  • жадность и т. д.

Идеальных людей нет. Особенность характера любого человека в том, что в нем могут присутствовать как положительные, так и отрицательные качества, проявляясь в разных ситуациях, создавая неповторимый, индивидуальный облик человека. Например, мужчина, смело бросающийся на спасение людей из горящего здания, может отчаянно трусить перед походом к стоматологу.

Эмоциональные черты

Эмоциональные качества личности в значительной степени определяются свойствами темперамента. Например, повышенная возбудимость и экспрессивность холерика создают своеобразный эмоциональный фон, который характеризуется перепадами настроения, влюбчивостью, вспыльчивостью или чрезмерной жизнерадостностью. С другой стороны, в процессе воспитания уделяется серьезное внимание формированию способности сдерживать свои эмоции, контролировать их.

Поэтому эмоциональные черты во многом обусловлены социальным фактором и соответствующими нормами поведения, принятыми в обществе. Например, чрезмерная (на наш взгляд) эмоциональность итальянцев вполне допускается их культурой. А вот в Японии открытая демонстрация своих эмоций считается не слишком приличной.

Разнообразие проявления человеческих эмоций обуславливает и разнообразие эмоциональных черт. В отличие от нравственных качеств, среди эмоциональных сложно выделить положительные и отрицательные. Все дело в степени проявления этих черт и в их уместности. Согласитесь, жизнерадостность на свадьбе нормальна и даже приветствуется, а вот на похоронах выглядит явно неприличной.

Можно назвать следующие наиболее распространенные эмоциональные качества личности:

  • чувственность;
  • страстность;
  • холодность;
  • жизнерадостность;
  • мрачность;
  • влюбчивость;
  • впечатлительность;
  • сдержанность;
  • агрессивность;
  • робость и т. д.

Проявление эмоциональных качеств личности во многом связано с потребностью в общении, поэтому у менее общительных интровертов набор этих качеств и их выраженность отличается от экстравертированного типа личности.

Источник: https://erekto.ru/karera/osobennosti-formirovaniya-haraktera.html

Развитие и формирование характера

Характер уверенно можно назвать основой личности. Это своего рода стержень, который позволяет определенным образом реагировать на различные проявления жизни. Проблема формирования характера рассматривается наукой уже не один десяток лет.

Принято считать, что первым это учение об индивидуальных особенностях человека открыл Юлиус Банзен, который рассматривал характер в качестве набора определенных черт личности. Вслед за ним психологи с мировыми именами (Фрейд, Юнг, Адлер) рассматривали формирование характера человека как процесс, находящийся вне сознания и вызываемый половыми или иными побуждениями.

Также сегодня вопросом, что формирует характер, занимаются и антропологи. Объектом их пристального внимания является значение характера для личности.

Факторы, влияющие на формирование характера

Формирование и изменение характера – процесс, который занимает основную часть жизни.

Имея врожденные особенности личности, переданные генетически через родителей, человек год за годом, словно луковица начинает обрастать разными слоями черт и качеств, которые формируются главным образом под влиянием той социальной среды, в которой он растет и развивается.

Именно поэтому пути формирования характера представляют для психологов особый интерес. И, несмотря на то, что этот процесс имеет индивидуальный характер, понятия нормы никто не отменял. И основные этапы формирования характера выглядят следующим образом:

  1. Конкретный возраст, с которого начинается воздействие на будущий характер человека назвать крайне сложно. У одних психологов этот процесс описывается едва ли не с рождения, у других — предположительно с двух лет. В любом случае стоит помнить, что период с двух до десяти лет — время особой восприимчивости малыша к тому, что ему говорят и как взрослые ведут себя рядом с ним. Также не стоит забывать и о физиологических механизмах, которые накладывают оттенок на будущий характер. Сюда относится темперамент.
  2. Следующее что, влияет на формирование характера уже в дошкольном возрасте это, безусловно, степень участие ребенка в групповых занятиях и играх. Чем больше опыта такого взаимодействие имеет ребенок, тем лучше у него будут развиты такие черты как общительность, аккуратность, уверенность в себе и т.п. Но стоит помнить, что некоторые совместные занятия могут наоборот разрушить задатки каких-либо черт.
  3. В школьный период, примерно 7-15 лет, формируется эмоциональная составляющая человека. Развитие определенных черт характера зависит от уровня самооценки подростка, отношения к нему преподавателей и сверстников, а также от влияния СМИ (Интернет, телевиденье и т.п.). Ближе к 15-17 годам личность уже имеет определенный внутренний набор качеств, которые останутся неизменными на протяжении всей жизни. Корректировать их будет в состоянии только сам человек в результате постоянного развития и работы над собой. Причем, как в положительную сторону (карьера, самообразование), так и в отрицательную (курение, злоупотребление алкоголем).
  4. К 25-30 годам формирование характера заключается в отхождении от «детскости» (максимализм, капризность и т.п.) и появлении рационального звена (ответственность за свои действия, рассудительность и т.д.).
  5. После 30 лет изменения характера, как правило, уже не происходят. Исключением могут стать психические заболевания или пережитые стрессы. К 50-ти годам человек, как правило, уже расстается с разного рода фантазиями и мечтами и начинает жить по принципу «здесь и сейчас». Чем старше становится человек, тем большее место в его жизни начинают занимать воспоминания. Особенно это характерно с наступлением старости.

Таким образом, в начале жизни основу составляет влияние семьи и социальной среды на формирование характера. Но чем старше становится личность, тем больше будущее зависит от работы над собой и своим внутренним миром.

Источник: https://womanadvice.ru/formirovanie-haraktera

Формирование характера человека: особенности, этапы, факторы — МОГБУЗ Поликлиника № 2

23.12.2019

Процесс формирования характера хотя бы раз в жизни интересовал каждого человека.

Закладывается ли он в раннем возрасте и по мере взросления изменяется незначительно или его можно изменять в течение всей жизни? Или что влияет на становление личности? А если основные черты можно изменить в осознанном возрасте, то как это сделать? Все ответы о том, как формируется характер вы найдете в этой статье.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Доктор Мед
Как вылечить прыщи на лице

Закрыть